Впервые о Каине в Писании мы встречаем в книге Бытие:
1 Адам познал Еву, жену свою; и она зачала, и родила Каина, и сказала: приобрела я человека от Господа.
2 И еще родила брата его, Авеля. И был Авель пастырь овец, а Каин был земледелец.
3 Спустя несколько времени, Каин принес от плодов земли дар Господу,
4 и Авель также принес от первородных стада своего и от тука их. И призрел Господь на Авеля и на дар его,
5 а на Каина и на дар его не призрел. Каин сильно огорчился, и поникло лице его.
6 И сказал Господь Каину: почему ты огорчился? и отчего поникло лице твое?
7 если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица? а если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним.
8 И сказал Каин Авелю, брату своему. И когда они были в поле, восстал Каин на Авеля, брата своего, и убил его. (Бытие 4 гл.)
В первых восьми стихах из книги Бытие сжато описаны несколько десятков лет жизни, начиная от рождения первенца Каина, потом рождения брата его, Авеля, их служения Богу, выразившееся в принесении жертв, и жуткий финал – первое убийство человека на Земле.
Почему я назвал эту тему «Жертва Каина»? Какое отношение его жертва, некогда отвергнутая Богом, имеет сегодня отношение к нам? Какое назидание, какую пользу мы можем извлечь из этой драматической истории? Может быть кому-то покажется странным, но эта история продолжается сегодня по всему лицу Земли, принося тот же самый плод смерти: убийства, убийства, убийства...праведников...(???!) Да. К сожалению это именно так. Внимательно изучив эту тему, мы начнём видеть то, что не видели раньше, чтобы не оказаться на месте Каина, жертвы которого отвергает Бог.
На первый взгляд, может показаться всё достаточно просто: Каин был плохим человеком, поэтому Бог отверг его жертву, а Авель был хорошим человеком, поэтому Бог принял жертву Авеля, а жертву Каина отверг. Но это на первый взгляд... Вот что, много веков спустя, пишет о жертвах Авеля и Каина, апостол Павел:
4 Верою Авель принес Богу жертву лучшую, нежели Каин; ею получил свидетельство, что он праведен, как засвидетельствовал Бог о дарах его; ею он и по смерти говорит еще. (Евреям 11 гл.)
Всего один стих, но какая в нём глубина! Вся эта тема, есть фактически истолкование этого одного стиха! Я хочу отметить три важных момента, заложенные в этом стихе:
1 – Авель принёс жертву верою;
2 – После того, как Авель принёс жертву, Бог засвидетельствовал о том, что Авель праведник;
3 – После своей смерти, Авель продолжает говорит своей верою нам о чём-то важном.
Теперь рассмотрим подробнее эти три важных момента Истины.
Авель принёс жертву верою.
Верою Авель принес Богу жертву лучшую, нежели Каин... Почему? Почему жертва Авеля оказалась принятой Богом, а жертву Каина Он отверг? Давайте представим как развивались события.
И был Авель пастырь овец, а Каин был земледелец. Спустя несколько времени, Каин принес от плодов земли дар Господу, и Авель также принес от первородных стада своего и от тука их...
Вот, живут два брата. Один решил стать земледельцем, другой – пастухом овец. Обычная жизненная ситуация, каких сегодня бывает миллионы в семьях, где есть братья, которые выбирают свои жизненные пути. Они не были конкурентами – каждый делал то, что ему нравилось. Можно представить, как Каин возделывал землю, распахивал новину, бросал в неё семена, выбирал жуков, пропалывал, прореживал, чтобы лучше росли насаждения, и т.д. Это тяжёлый и кропотливый труд, и тот, кто имеет дело с землёй, знает, каким тяжёлым был труд Каина. Можно также представить, как радуется сердце земледельца, когда благодарная земля возвращает обилие плодов, вознаграждая земледельца за его заботу. Представьте, как шёл приносить жертву Богу Каин: его сердце пело от радости, полное благодарности Богу за то, что Он послал обилие урожая!
Так же и Авель. Его труд был не менее тяжёл, чем труд земледельца – Каина. Авель вставал также с восходом солнца, чтобы вывести на пастбище отару. Он защищал овец от хищников, принимал роды, выхаживал больных и раненых, стриг стадо, доил, и т.д. Тот, кто является животноводом, знает, как нелегко даётся хлеб за этот труд. Человек, который заботится о стаде, знает КАЖДУЮ овцу по имени! Каждая овца, которую он выращивает, это живое существо, которое реагирует на голос своего пастыря, и пастырь, в некоторой степени, своим сердцем прилепляется к каждой овечке, которую он вырастил, выходил, выкормил. Я не знаю, радовалось ли сердце Авеля об обилии приплода в стаде, который нёс первородных агнцев на жертвенник Богу, но с человеческой точки зрения, жертва Авеля была жестокой, в отличии от жертвы Каина, который принёс к жертвеннику овощи и фрукты.
Почему Авель решил принести ИМЕННО ТАКУЮ жертву? И почему Бог принял ИМЕННО ЭТУ жертву, а не овощи и фрукты Каина? Почему Бог объявил Авеля праведником, несмотря на то, что его жертва была кровавой и жестокой? Почему Каин, вроде-бы не проявивший такой жестокости возле жертвенника, стал убийцей брата? Ответ на этот вопрос находится в ключевом слове: «ВЕРОЮ». Авель приносил жертву ВЕРОЮ. Что это значит? Верою в Бога? Так они Бога ВИДЕЛИ! Это сегодня, мы воспринимаем слово «вера» как признание факта существования Бога, но на самом деле это не есть вера. Мы убедимся в этом, когда до конца внимательно изучим тему Жертва Каина.
Чтобы внести ясность, какая же была вера Авеля, которая отличила его от Каина, и сделала его праведным, давайте прочитаем вот этот стих:
17 Итак вера от слышания, а слышание от слова Божия. (Римлянам 10 гл.)
Вера берёт своё начало от слышания Слова Божьего! Значит Бог что-то говорил первым людям на Земле! Что же это были за знания, которые они имели? Давайте прочтём вот этот стих, открывающий нам эту тайну:
1 Змей был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог. И сказал змей жене: подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю?
2 И сказала жена змею: плоды с дерев мы можем есть,
3 только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть.
4 И сказал змей жене: нет, не умрете,
5 но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло.
6 И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел.
7 И открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги, и сшили смоковные листья, и сделали себе опоясания.
8 И услышали голос Господа Бога, ходящего в раю во время прохлады дня; и скрылся Адам и жена его от лица Господа Бога между деревьями рая.
9 И воззвал Господь Бог к Адаму и сказал ему: где ты?
10 Он сказал: голос Твой я услышал в раю, и убоялся, потому что я наг, и скрылся.
11 И сказал: кто сказал тебе, что ты наг? не ел ли ты от дерева, с которого Я запретил тебе есть?
12 Адам сказал: жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел.
13 И сказал Господь Бог жене: что ты это сделала? Жена сказала: змей обольстил меня, и я ела.
14 И сказал Господь Бог змею: за то, что ты сделал это, проклят ты пред всеми скотами и пред всеми зверями полевыми; ты будешь ходить на чреве твоем, и будешь есть прах во все дни жизни твоей;
15 и вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту.
16 Жене сказал: умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей; и к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою.
17 Адаму же сказал: за то, что ты послушал голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедал тебе, сказав: не ешь от него, проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей;
18 терния и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою;
19 в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься.
20 И нарек Адам имя жене своей: Ева, ибо она стала матерью всех живущих.
21 И сделал Господь Бог Адаму и жене его одежды кожаные и одел их. (Бытие 3 гл.)
Я подчеркнул несколько ключевых моментов:
1 – Бог даёт первым людям Адаму и Еве только одну заповедь: не прикасайтесь и не ешьте от дерева познания добра и зла. Возмездием зе непослушание Богу, была смерть.
2 – Люди нарушили заповедь, через что грех вошёл в людей, что привело к смерти, и люди увидели свою наготу. Проявлением «праведности» первых людей было то, что они сшили из листьев набедренные повязки, чтобы скрыть наготу, открывшуюся после того, как они непослушались того, что сказал Бог (помните определение: вера от слышания, а слышание от слова Божьего?).
3 – Самый важный момент в этой истории – Бог Сам убил животное, содрал с него кожу, и сшил кожаные одежды людям, вместо набедренных повязок из листьев.
Почему Бог сделал это? Какая разница, чем прикрыли свою наготу люди? Дело в том, что животное, которое убил Бог – это первая жертва за грех. Эта кровавая линия, где праведники приносили жертвы за свои грехи, тянется через всю Библию, вплоть до совершенной Жертвы – смерти Иисуса Христа, как непорочного Агнца на кресте за грехи человечества! Тогда, в Эдемском саду, Бог, чтобы Адам и Ева не попали в ад, убил вместо них животное.
Дело в том, что Бог не прощает просто так, как это принято у нас, людей. Божий принцип гласит:
23 Ибо возмездие за грех – смерть...(Римлянам 6 гл.)
Некоторые могут подумать: «Так ведь Адаму и Еве предстояло умереть физически. Не является ли это смертью, которая является возмездием за грех?». Если бы только физическая смерть была возмездием за грех, тогда все грешники попадают в рай, потому как умереть предстоит ВСЕМ! Поэтому Бог, начиная от Адама и Евы, стал указывать человеку на его падшее состояние, и на выход – приносить жертвы за грех. Это знали дети Адама и Евы – Каин и Авель. Тогда они ещё видели Бога и общались с Ним, и слышали Его слово, но не слышание Слова спасает слушающего, и свидетельствует о том, что слушающий Слово – верующий, а исполняющий Слово есть истинно верующий, о чём говорит Писание:
22 Будьте же исполнители слова, а не слышатели только, обманывающие самих себя. (Иакова 1 гл.)
Мы плавно подошли к следующему подпункту этой темы:
После того, как Авель принёс жертву, Бог засвидетельствовал о том, что Авель праведник
В начале темы я говорил о том, что причина того, что Бог не принял жертву Каина была не в том, что Каин был негодяй, а Авель был хороший. Из приведённого выше места Писания, мы можем УВИДЕТЬ, что ИМЕННО ДАР, принесённый в жертву, сделал праведником Авеля:
4 Верою Авель принес Богу жертву лучшую, нежели Каин; ею получил свидетельство, что он праведен, как засвидетельствовал Бог о дарах его; ею он и по смерти говорит еще. (Евреям 11 гл.)
Разве был Авель праведнее Каина до жертвоприношения? Нет. Писание говорит:
20 Нет человека праведного на земле, который делал бы добро и не грешил бы...(Еккл. 7 гл.)
Человек, лишённый славы Божьей, и унаследовавший грех от Адама и Евы, в любом случае был грешником, хотя и совершал добрые дела, и Авель не был исключением. Но отличие между Каином и Авелем было в том, что один не слушал Бога, а второй – осознавал свою греховность, и приносил жертву за грех, по слову Божьему (помните определение: вера от слышания, а слышание от слова Божьего?).
Но не смотря на то, что Каин не послушал Бога, Бог взывал к Каину о том, чтобы Каин делал добро (поступал по слову Божьему):
5 а на Каина и на дар его не призрел. Каин сильно огорчился, и поникло лице его.
6 И сказал Господь Каину: почему ты огорчился? и отчего поникло лице твое?
7 если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица? а если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним. (Бытие 4 гл.)
Если бы Каин послушал Бога, и принёс в жертву животное, как это сделал Авель, то Бог засвидетельствовал бы ему, что он – праведник, потому что поступил по вере ( будьте же исполнители слова, а не слышатели только, обманывающие самих себя...), но ожесточение Каина сделало его убийцей, и привело к тому, что Бог проклял Каина!
10 И сказал: что ты сделал? голос крови брата твоего вопиет ко Мне от земли;
11 и ныне проклят ты от земли, которая отверзла уста свои принять кровь брата твоего от руки твоей;
12 когда ты будешь возделывать землю, она не станет более давать силы своей для тебя; ты будешь изгнанником и скитальцем на земле. (Бытие 4 гл.)
Непослушание Богу привело к тому, что Каин стал человекоубийцей и Бог проклял Каина! Писание называет нечестивыми тех, кто невнимателен к тому, что делает Господь:
5 За то, что они невнимательны к действиям Господа и к делу рук Его, Он разрушит их и не созиждет их. (Псалом 27.)
Я закончу этот подпункт местом из Писания, который подводит резюме под тем, что сделал Каин, и открывает нам двери в следующий подпункт:
3 Ибо, не разумея праведности Божией и усиливаясь поставить собственную праведность, они не покорились праведности Божией,4 потому что конец закона – Христос (Агнец – совершенная жертва за грех), к праведности всякого верующего. (Римлянам 10 гл.)
После своей смерти, Авель продолжает говорит своей верою нам о чём-то важном.
4 Верою Авель принес Богу жертву лучшую, нежели Каин; ею получил свидетельство, что он праведен, как засвидетельствовал Бог о дарах его; ею он и по смерти говорит еще. (Евреям 11 гл.)
Так что же нам хочет сообщить Авель после своей смерти? О чём говорит вера Авеля? Давайте вспомним, что говорит Писание: вера от слышания, а слышание от слова Божьего. Нам нужно быть «внимательными к действиям Господа и к делу рук Его, и к словам Его», чтобы не уподобиться Каину, который решил угодить Богу «по-своему», как многие сегодня говорят: «мы верим в Бога по-своему». Каин пытался оправдаться перед Богом не так как Бог постановил, а как он (Каин) считал нужным:..ибо, не разумея праведности Божией и усиливаясь поставить собственную праведность, они не покорились праведности Божией...
Сегодня существует много религиозных течений, которые подобно Каину, пытаются угодить Богу, играя не по Божьим правилам. Это называется: «не разумея праведности Божией, усиливаясь поставить собственную праведность, и не покоряться праведности Божией...».
Если в центре вероисповедания не стоит Крест, на котором распят Христос (Агнец – совершенная жертва за грех), как говорит Писание: «к праведности всякого верующего», то в этом религиозном течении приносятся жертвы Каина, не могущие сделать праведными приносящих их. Более того, некоторые религиозные течения агрессивно настроены против Христа, что делает их человекоубийцами, подобными Каину. Они хотят оправдаться перед Богом чем угодно, но только не Жертвой, принесённой Самим Богом:
28 так и Христос, однажды принеся Себя в жертву, чтобы подъять грехи многих, во второй раз явится не для очищения греха, а для ожидающих Его во спасение. (Евреям 9 гл.)
Может быть Каин и не был плохим человеком, но непослушание Богу сделало его убийцей. Я не хочу сказать, что все люди на земле плохие. Человек, с человеческой точки зрения, может быть безобидным и добрым, но значит ли это, что он добр в глазах Божьих? Человек не оправдает себя никакими добрыми делами, иначе Христос напрасно умер.
20 Нет человека праведного на земле, который делал бы добро и не грешил бы...(Еккл. 7 гл.) – говорит нам Писание.
2 Господь с небес призрел на сынов человеческих, чтобы видеть, есть ли разумеющий, ищущий Бога.3 Все уклонились, сделались равно непотребными; нет делающего добро, нет ни одного.
4 Неужели не вразумятся все, делающие беззаконие, съедающие народ мой, как едят хлеб, и не призывающие Господа?
5 Там убоятся они страха, ибо Бог в роде праведных.
6 Вы посмеялись над мыслью нищего, что Господь упование его. (Псалом 13 гл.)
Есть люди вообще не верящие в Бога, а есть те, кто вроде-бы «призывающие Господа», но и среди «призывающих Господа» есть «Каины» и «Авели». «Каинов» от «Авелей» отличает послушание Богу, и «игра по Божьим правилам», а Божьи правила – Христос к праведности всякого верующего.